Версия сайта для слабовидящих

||

Когда есть смысл обратиться к психологу?

1. Детско-родительские отношения можно успешно отрегулировать, при условии:

- ребенок еще не достиг подросткового возраста, а родитель начинает замечать, что ядро конфликта скрыто в его собственной личности;

- ребенок «подобрался» к переходному возрасту и родитель готов пересмотреть отношения с ним, либо в этом есть сильная потребность у ребенка;

- ребенок стал взрослым, и у него появилась потребность перестроить отношения с родителями для общего блага.

2. Ситуации выбора возникают в нашей жизни непрерывно, и мы преодолеваем их, порой не замечая. Но иногда выбор вызывает затруднение: продолжать делать то, что не приносит радости, удовлетворения и отнимает много сил или изменить привычное течение жизни, но столкнуться с неопределенностью. Либо, перемены неизбежны, но не определено в каком направлении двигаться: интересном или безопасном. В таких ситуациях психолог может помочь услышать себя и благополучно преодолеть препятствия на пути своего развития.

3. Психосоматика – интереснейшая область психологии, занимающаяся взаимосвязью психических и соматических процессов. Влияние болезни может изменить отношение к себе, отношения с другими людьми и миром вообще. Болезнь может стать препятствием для каких-либо действий и проектов, и тогда человек очень хочет избавиться от нее. Но иногда болезнь может получить смысл некого «инструмента» в решении более сложных задач (вторичная выгода болезни). Например, она не дает развалиться семье или не позволяет почувствовать необходимость перемен в профессиональной сфере. Чаще встречается двойственное отношение к болезни: с одной стороны, человек хочет от нее избавиться, а с другой, в чем-то находит выгоду. Бесплодие так же может иметь психосоматическую природу: психологическую неготовность иметь ребенка организм подкрепляет болезнью

 Чем может помочь психолог?

- Во-первых, поддержать и успокоить человека в тяжелой кризисной ситуации – болезни

- Во-вторых, помочь осознать и как следствие изменить бессознательные мотивации человека, препятствующие его выздоровлению

- В-третьих, помочь осознать внутренние конфликты, влияющие на мотивационную сферу

- В-четвертых, помочь изменить отношение к болезни, не позволить болезни захватить всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека

В традиционной психосоматике принята стратегия поиска причин появления того или иного заболевания через вопрос «Почему оно появилось?» так, если исходить из вопроса «Зачем?», то мы придем к разговору не столько о мотивах, сколько о формирующих их потребностях. Ведь именно неудовлетворенные потребности создают скрытые мотивы (в том числе неосознаваемые самим человеком), часто проявляющиеся в форме физического недомогания. При длительном существовании неудовлетворенности жизненной ситуацией может развиваться то или иное хроническое соматическое заболевание. Поэтому, скорее, правомочно исследовать следующие темы: «Зачем я болею?», «Что стоит за моим болезненным состоянием?», «Для чего мне здоровье?», «Как я его использую в будущем?»

И тогда психолог может также помочь:

- выявить, какие у болеющего человека существуют неудовлетворенные потребности в данный период его жизни

- сформировать смыслообразующие (долгосрочные) и актуальные (краткосрочные) жизненные цели

- найти решение проблем, кажущихся болезненно безвыходными, превратив их в конкретные задачи

4. При депрессии жизнь воспринимается только в мрачных тонах и кажется, что нет выхода из этого состояния. Однако с депрессией можно справиться.

Подавленное настроение, потеря интереса к жизни, упадок сил, апатия, когда ничто не приносит удовольствия. Ощутимое снижение аппетита и веса. Бессонница или сонливость. Беспокойство или вялость. Снижение работоспособности, ухудшение памяти и концентрации внимания. Утрата смысла жизни. Если большинство этих признаков проявляют себя постоянно и не меньше двух недель, можно говорить о том, что это депрессия. Известно также, что тенденция принимать на свой счет все сказанное, в особенности неприятное («это моя вина», «вечно мне не везет»), также является признаком депрессивных состояний. Важно знать? что признаки депрессии могут проявлять себя как в достаточно мягкой форме, так и носить ярко выраженный (болезненный) характер».

Исследование  нейрофизиологов  подтвердило существование в нашем мозге зоны, которая отвечает за тенденцию «персонализировать», относить информацию к себе лично. Оказалось, что у здоровых людей эта зона активизируется, лишь когда они задумываются о себе. У страдающих депрессией эта зона имеет тенденцию активизироваться в ответ на любые вопросы, особенно с негативным подтекстом, так называемая когнитивная ошибка. Другими словами, когда их спрашивают: «Что вы думаете о скупости, жадности?..» – страдающие депрессией воспринимают вопрос так, словно их спрашивают: «А у вас есть подобный недостаток?» И склоняются к тому, чтобы ответить положительно. Так что, когда страдающие депрессией говорят, что «это сильнее их» и они не могут реагировать по-другому, им можно верить: восприятие мира не зависит от их желания. Но это можно попытаться откорректировать.

Интересно сравнить, как действуют два основных направления в лечении депрессий – лечение с помощью приема специальных медикаментов, антидепрессантов и психотерапия. Оказывается, и то, и другое меняет биологию деятельности мозга. Более того, психотерапия, заставляя пациентов работать над связью «негативные мысли – негативные эмоции», оказывает прямое воздействие на те зоны мозга, которые ответственны за персонализированное восприятие негативной информации.

Часто бывает, что, переживая тяжелейший душевный разлад, депрессию, мы тянем с визитом к специалисту, надеемся справиться с ними собственными усилиями. Однако эта надежда ложная. В основе сопутствующих депрессии расстройств эмоций, памяти, мышления лежат нарушения биохимических процессов, которые действительно можно корректировать с помощью современных лекарственных средств, а также психотерапии.  Причем правильное лечение – сугубо индивидуально, общих советов быть не может. Правило здесь только одно: если к душевной боли отнестись прагматично и вовремя обратиться за помощью, можно убедиться: это лечится.  

5. Как быть, если поведение подростка, у которого в детстве было слишком много свободы, выходит из-под контроля? Не поздно ли начинать устанавливать границы? Заботиться о воспитании не поздно никогда.

Материал подготовлен Куликовой М.А. (с использованием ресурсов www.psynavigator.ru;www.psychologies.ru)